Орден вольных каменщиков (масонство) – братство, чьими основными принципами являются братская любовь, помощь ближнему (милосердие) и приверженность истине.
Выражаясь кратко, цель масонства «сделать хорошего человека лучше». Люди подмечают, что зачастую человек является продуктом того, что он встретил в жизни, своего окружения. Орден предлагает человеку возможность быть в компании людей морали и долга, позволяя ему развивать собственный дух и помогать в этом другим людям. При этом одна из целей Ордена сделать такое развитие для всех людей приятным, именно поэтому он является братством, а не просто философским клубом.
Для того, чтобы устранить все, что может разъединить людей, дискуссии о политике и религии в ложах запрещены и само регулярное масонство никогда не занималось и не занимается ни политикой, ни каким-либо видом религиозной пропаганды. Масонство принимает любую веру и любые политические убеждения своих членов, не пытаясь переубедить их и желает, чтобы братья были искренне верующими. Но масонство никогда не призывает никого из своих членов исповедовать какую-либо особо указанную религию, следовать какому бы то ни было конкретному духовному пути, поддерживать какую-либо партию или какую-либо идеологическую доктрину.
Масонство активно использует в символике рабочие инструменты каменщиков, но это не означает, что масонство как-то связанно с каким-либо видом строительных работ.
Масонство исключительно законопослушная организация. Ничто ни в ритуалах, ни в регламентах масонов не противоречит действующему законодательству той страны, где масоны работают. Если власти где-либо запрещают деятельность масонских организаций, такая деятельность немедленно прекращается. Однако такая деятельность будет возобновлена при первой же законной благоприятной возможности.
Масонство отличает от других орденов внимание к морали, нравственному и духовному развитию, развитая ритуалистка, регламентированность деятельности, подчеркнутая законопослушность. Орден вольных каменщиков никогда не был организацией, служащей какой-либо церкви или вероисповеданию и пытающейся насадить ее владычество где-либо. Никогда Орден не был организацией, служащей какому-либо одному правительству, организацией, заставляющей своих членов действовать вопреки интересам своей родины. Масоны всегда были патриотичными людьми, верными своей стране.
В современной форме масонство регулярное символическое масонство оформилось в XVII веке, но уже с XIV века сохранились документальные достоверные свидетельства о существовании оперативного масонства, которое является предтечей Ордена в его современном виде. И многое в обрядности и символизме Ордена вольных каменщиков, в традициях его посвятительной практики восходит к гораздо более древним временам.
Масонство не является ни религией, ни контролирующей мир организацией.
Мировое масонство не имеет единого руководящего центра.
Ландмарки (в масонстве) – ставшие широко известными правила организации масонства, сформулированные относительно кратко масонскими писателями на основании исторических исследований; значительная часть масонских исследователей полагает эти правила древними и неизменными.
Буквально слово «ландмарки» означает вехи, межи, обозначающие границы земельных участков. В Книге притчей Соломона 22:28 сказано: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои». Persy Jantz в статье The landmarks of freemasonry связывает происхождение масонского термина «ландмарки» с приведенной библейской цитатой.
Понятие ландмарок впервые возникает в масонском праве в Общем Регламенте Джорджа Пейна, первом руководящем документе Великой Ложи Англии «Премьер», составленном в 1720 году и принятом в 1721 году. Статья 39 этого Общего Регламента указывает, что «каждая ежегодная Ассамблея Великой Ложи обладает сама по себе властью и правом составлять новый Регламент, или изменять настоящий Регламент во неоспоримое благо древнего братства при условии, чтобы во всякое время неукоснительно сохранялись древние ландмарки». Перечень ландмарок не был определен.
Наиболее авторитетный и известный перечень ландмарок составил Альберт Макей, поместивший его в 1858 году в октябрьское издание American Quarterly Review of Freemasonry (http://freemasonry.bcy.ca/grandlodge/landmarks.html). Список Макея состоит из 25 ландмарок. Существует множество иных редакций ландмарок. Майкл Ботелхо в своей статье «Масонские ландмарки» (http://www.srmason-sj.org/web/journal-files/Issues/Feb02/botelho.htm) – ряд общеизвестных фактов в которой, впрочем, изложен не совсем аккуратно – отмечает, что в 1863 году Джордж Оливер опубликовал Freemason‘s Treasury, где перечислил 40 ландмарок. В XXвеке по Ботелхо, ряд Великих Лож в США предпринимали попытки перечислить ландмарки: от Западной Вирджинии (7) и Нью-Джерси (10) до Невады (39) и Кентукки (54).
На самом деле ни одна из редакций ландмарок не имеет обязывающего значения. Фактически роль ландмарок в современном масонском мире выполняют принципы взаимного признания Великих Лож.
Древний и Принятый Шотландский Устав (Ancient and Accepted Scottish Rite) есть иерархическая система масонских организаций, которая является «надстройкой» над символическим масонством. Шотландский Устав не может рассматриваться как организация, которая руководит символическим масонством – он не признается официально масонством 1-3 степеней. Великие Ложи, управляющие 1-3 степенями, абсолютно независимы от организаций Шотландского Устава и не признают более высокой степени, чем степень мастера-каменщика (3 градус). Скорее, имеет место зависимость Шотландского Устава от Великих Лож. Быть членом организации Шотландского Устава можно только являясь мастером вольным каменщиком и оставаясь активным членом символической ложи. Регулярные масоны считают, что древнее цеховое масонство состоит лишь из трех символических градусов. Эта позиция была официально сформулирована материнской для всего масонства Великой Объединенной Ложей Англии в 1813 г. и с тех пор наличие трех градусов является одной из неизменных ландмарок.
Шотландский Устав характеризуется развитой обрядностью и богатой посвятительной практикой. Он включает в себя степени с 4 по 33, ритуалы, уроки и заповеди этих степеней развивают моральное учение символических градусов. В этом смысле Шотландский Устав продолжает традиции символического масонства. Несмотря на то, что структуры Шотландского Устава независимы от Великих Лож, эти структуры, также как и Великие Ложи, достаточно тесно интегрированы во всемирную братскую цепь на своем уровне.
Высшим руководящим органом структур Шотландского Устава на территории юрисдикции является Верховный Совет. Как правило, территория юрисдикции органов Шотландского Устава совпадает с территорией страны. Исключение составляют Соединенные Штаты Америки, где действуют два Верховных Совета: Верховный Совет Северной Юрисдикции и Верховный Совет Южной Юрисдикции. Верховный Совет Южной юрисдикции США является самым древним Верховным Советом в мире.
История происхождения Древнего и Принятого Шотландского Устава по Бр. Маккленахану такова:
«Приблизительно во времена нового пробуждения интереса к масонству в начале XVIII века, адепты Ордена чувствовали необходимость более глубокого проникновения в арканы франкмасонства и более глубокого знакомства с эзотерической доктриной. Самые развитые и блестящие умы Европы, решив заняться исследованием Каббалы и будучи очарованы неизмеримыми глубинами, открывшимися перед ними, решили учредить новую, более высокую ступень франкмасонства, только и лишь ради пропаганды и изучения древних мистерий, почти неизвестных им до тех пор, которая состояла бы из исторических, философских и рыцарских градусов. Имея в виду эту цель, они сперва стремились создать некие отдельные и независимые организации только для того, чтобы внутри них культивировались и раскрывались эти великие истины. Практически все эти проекты пережили своих инициаторов, однако «Устав Усовершенствования» (Emulation), эмбрион организационной структуры Древнего и Принятого Шотландского Устава – основанный на чистейших масонских принципах, содержавший в себе раскрытие разнообразных оккультных мистерий и состоявший из двадцати пяти градусов – постепенно начал развиваться.
Без всякого сомнения, деятельность кавалера Рамзая в 1740 г. ускорила усвоение, систематизацию и полное признание масонством тех градусов, которые оно в течение долгого времени отвергало и не признавало. Противники Древнего и Принятого Шотландского Устава, такие как Финдейл и прочие, утверждают, что Устав начал свое развитие около 1740 г. под руководством Майкла Эндрю Рамзая, более широко известного под титулом «кавалер Рамзай», родившегося в Шотландии, в Эйре, в 1686 г., и умершего в Сен-Жермен-де-Ле, что во Франции, в 1743 г.; что со времени изгнания Стюартов из Англии в 1688 г. между Римом, куда бежал в 1719 г. претендент на престол из династии Стюартов, и Шотландией существовали постоянные тайные связи; что по мере развития этих связей претендент все укреплялся в своих надеждах на благоприятный для него исход; что Рамзай пытался подорвать дух верноподданничества и верности Престолу в Великой Ложе Шотландии, основанной в 1736 г., а осознав безрезультатность своих попыток, предпринял попытку создать и как можно теснее сплотить свою собственную группу, состоящую из приверженцев изгнанной королевской династии, в высших масонских степенях посвящения, таким образом, потакая их честолюбивым устремлениям; что масонские ложи во Франции были образованы шотландскими заговорщиками вместе с членами и сторонниками ордена Иезуитов, которые пали столь низко, что решили разыграть свою карту в этом новом деле, сулившем разнообразные и весомые перспективы на политической сцене.
Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутый Устав Усовершенствования был основан в 1753 г., в то время как другие настаивают на том, что только в 1758 г. несколько масонов, именовавших себя «Верховными Князьями и Великими Офицерами Великой и Верховной Ложи Св.: Иоанна Иерусалимского», основали в Париже организацию, которую назвали «Советом Императоров Востока и Запада». Этот Совет и был более широко известен как Устав Усовершенствования (Emulation), и по мнению Тори, Рагона, Левекью, Видала, Феранди, Клавеля и прочих, состоял из двадцати пяти градусов; в 1759 г. он учредил в Бордо Совет Князей Королевской Тайны и с тех пор продолжал развиваться.
К 1761 г. ложи, советы, капитулы и консистории Устава значительно увеличились в числе и распространились по всему европейскому континенту; 27-ого августа того же года Стефан Морен был назначен генералом-инспектором Нового Света указом Великой Консистории Князей Королевской Тайны, подписанным в Париже вице-генералом Ордена Шельоном де Жуанвиллем… 25-ого октября 1762 г. Великие Масонские Конституции были, наконец, ратифицированы в Берлине, в Пруссии, и предложены в качестве единственного и окончательного кодекса, регулирующего течение работ во всех ложах, советах, капитулах, коллегиях и консисториях Древнего и Принятого Шотландского Устава в обоих полушариях. В том же году они были пересланы генералу-инспектору Стефану Морену, который признал их… 1-ого мая 1786 г. Верховным Советом Высочайших Великих Генералов-Инспекторов 33-его и Последнего Градуса были выпущены собственные Конституции, впоследствии также признанные Берлином. Никаких иных верховных советов высочайших великих генералов-инспекторов до этого времени нигде в мире образовано не было; до этого времени обязанности и права, соответствующие этим и некоторым нижестоящим организациям, возлагались на вице-генералов-инспекторов. По новым Конституциям, все права верховной власти отдавались Верховным Советам, состоящим в каждой стране из девяти братьев, принимающим на себя также и все связанные с этими правами обязанности, и всю соответствующую им ответственность; исключение было сделано только для Соединенных Штатов Америки, в которых были образованы два Верховных Совета с разделением сфер деятельности по территориальному признаку. Верховный Совет 33-его Градуса для Англии, Уэльса и пр. был конституционно образован 26-ого октября 1845 г.»
Цитата приведена по книге Гумберта С. Бокса «Природа франкмасонства».
Йорский Устав есть также одна из надстроек над символическим масонством, как и Шотландский Устав. В США Йоркский устав включает в себя восемь дополнительных градусов сверх трех признанных ландмарками градусов символического масонства, а также почетное право быть посвященным в три рыцарских ордена (Орден Рыцарей храма, Орден Красного Креста и Орден Рыцарей Мальты). Называть рыцарские Ордена Йоркского Устава степенями (градусами) посвящения неправильно. Принятие в рыцарские ордена сопровождается принесением конфессиональной (христианской) клятвы, что нетипично для масонства. В других странах (кроме США) количество и структура степеней Йоркского Устава может меняться, но общим остается то, что сразу вслед за символическими орденами следует посвящение в степени Королевской Арки (как правило, их 4), а высшим посвящением Йоркского Устава является принятие в Орден рыцарей храма. В отличие от Йоркского Устава количество степеней Шотландского Устава не меняется. В настоящее время структур Йоркского Устава в России нет.
Орден Восточной Звезды – парамасонский орден, в основе идеологии которого лежит учение, базирующееся на Библии. Орден преследует, прежде всего, благотворительные цели. Основан Робертом Моррисом, адвокатом и из Бостона. Моррис первоначально намеревался организовать женское направление в масонстве, но не смог победить сильное противодействие. В 1849 году Моррисом был впервые опубликован ритуал Ордена Восточной Звезды. Впоследствии он работал вместе с Робертом Макоем, который написал и в 1867 г. опубликовал ритуал, базирующийся на Моррисовском ритуале. В том же году была организована первая ложа. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться либо хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами, либо близкими родственниками хорошо зарекомендовавших себя Мастеров. Каждое Отделение имеет 18 офицеров, некоторые из которых выбраны, а остальные назначены. Двое офицеров должны быть мужчинами, девять офицеров – женщинами. Вся символика и все учение Ордена основано на Ветхом и Новом Заветах. Но членство в Ордене требует веры только в Высшие Бытие, а не принадлежности какой-либо конфессии или только христианского вероисповедания.
Еще в Пифагорейской школе, у которой масонство позаимствовало многое, пентаграмма была символом здоровья и знания. Пентаграмма ассоциировалась с инициацией. Эта традиция сохранилась и в Масонстве. По словам Элифаса Леви, “средневековый масон считал ее символом премудрости и мы можем найти символ пентаграммы в орнаментах многих храмов Средневековой Европы”. Также пентаграмма использовалась в христианстве, как символ звезды, ведущей волхвов к младенцу Иисусу, как символ божественного вмешательства в жизнь. Нижний луч пентаграммы перевернутой указывал волхвам на то место, где был рожден Христос. Также пентаграмма активно использовалась как символ, отпугивающий Зло и не допускающий вмешательство демонов. Кроме того, пентаграмма традиционно символизирует человека как микрокосм в его единстве с макрокосмом, а также единство масонского Братства пяти континентов. Перевернутая пентаграмма в масонских ритуалах не используется.
Нет. Среди четырех членов комитета, разрабатывавшего символику Большой государственной печати США, только Б. Франклин был масоном. Остальные четверо не имели никакого отношения к масонству. Это были Томас Джефферсон, Джон Адамс, художник и консультант Пьер дю Симитьер. Именно Пьер дю Симитьер предложил изобразить глаз в пирамиде, известный ему как символ, часто используемый художниками и учеными Просвещения. Этот символ использовался как символ Божьего Провидения и никогда не был масонским символом.
Среди масонов много людей всех возрастов, начиная с 21 года (или 18 лет в зависимости от юрисдикции). Масонами являются миллионы людей в мире и сотни в России. Духовный и нравственный свет масонства не погас и привлекает людей, которые ищут свое место в мире, ищут место Человека перед Богом. В качестве дополнения можно добавить, что почти половина братьев, посвященных в масоны в России в 1999 г., моложе 30 лет.
Масонство декларирует равенство людей независимо от их цвета кожи, вероисповедания, нации, социального происхождения и общественного положения. Масонство не только декларирует, но и исповедует этот принцип. Среди братьев есть люди всех рас и наций. Никогда доступ человека в Ложу не может быть ограничен по национальным или расовым критериям. Во многом принцип равенства людей распространился в мире благодаря ордену вольных каменщиков. Элитаризм – довольно трудный для определения термин. Если Вы имеете в виду вопрос, предъявляет ли масонство к своим членам жесткие требования, то ответ – да. Требования эти всем известны и четко декларированы орденом: вера в Бога и исполнение его Заветов, высокое духовное и нравственное развитие, постоянная забота о ближних, непреклонная верность идеалам семьи и государству. Большинство ли людей удовлетворяет этим требованиям? Если Вы считаете, что нет, то масонство элитарно. Слухи о том, что масонство открыто только для “высших классов”, для бизнесменов и политиков высокого ранга неверны. Источник этих слухов – ложные представления о целях масонства, необоснованные подозрения в стремлении ордена к мировому господству.
Нет. Более того, большинство масонов считают, что предпочтение в ведении дел, оказываемое кому-либо вследствие того, что он масон, является немасонским деянием. Человек, пытающийся стать масоном из-за того, что он надеется получить от этого экономическую или политическую выгоду, никогда не станет масоном. Если Вас интересуют организации или товарищества, созданные для совместного ведения дел, рекомендуем вступить в Ротари-клуб.
Нет. Титулы, используемые в масонстве просто исполнены красоты, величия, древнего символизма. И они сохраняются вследствие этих причин, однако не несут в себе смысла поклонения их обладателям, или признания за ними светской власти над прочими членами Братства. То, что брат является Досточтимым Мастером или кем-то еще говорит только о его роли в обрядах масонства и может в административном управлении Орденом. Достижение степени человеком придает ему авторитет, ведь масонство очень щепетильно и строго в установлении соответствия достоинств брата и их официальном признании. Масонство содержит множество механизмов для предотвращения от перерождения в секту. Одним из важных принципов масонства является постоянная ротация руководящих должностных лиц. Так, руководитель ложи, Досточтимый мастер, не может занимать эту должность более 2 сроков подряд.
Процесс посвящения имеет эзотерическую сторону. С ритуалом каждого градуса брат знакомится только в момент посвящения в этот градус. Так, от посвящения достигается максимальный эффект. Это дает материал для глубоких размышлений, создает внутреннее духовное напряжение.
Нет. Масонство требует от своих членов веры в Бога. Но масонство не заставляет человека придерживаться определенной веры, не навязывает ему какой-либо собственной системы исполнения религиозных обрядов и не требует даже определенной конфессиональной принадлежности. Все ритуалы масонства и его символика – средства духовного усовершенствования человека, но мы избегаем суждений о Боге. Такие суждения для брата определяются конфессиональной принадлежностью (если она есть) либо внутренним духовным чувством. Орден лишь способствует раскрытию внутренней религиозности человека, укрепляет его веру, делая ее более глубокой и искренней. Но в личные религиозные убеждения масонство не привносит какой-либо окраски.
Нет. Авторы, выдвигающие подобные тезисы, нуждаются в немедленной помощи психиатра. Рекомендуем Вам прочитать “Маятник Фуко” Умберто Эко. В этой книге, в частности, показывается как люди доходят до таких психических отклонений. Этот тезис совершенно несерьезен. Поэтому он здесь особо не рассматривается. Также здесь не рассматриваются тезисы авторов, подобных С. А. Нилусу, Лео Таксилю, О. Платонову о том, что масоны якобы поклоняются сатане, что он в виде козла присутствует на каждом собрании ложи и постоянно бьет молотком по столу и т. д.. Репутация таких людей является лучшим опровержением всего, что ими написано. Работы этих людей полны намеренных фальсификаций. Опубликованные в этих работах “списки российских масонов” – абсолютная ложь. Опубликованные там масонские ритуалы на девять десятых ложь.
Нет. Нет ничего более далекого от правды. Цель ритуалов – научить человека добродетелям масонства и это не может быть достигнуто средствами унижения. Наши ритуалы очень красивы и полны символизма. Их происхождение осенено славой великих мистерий различных религий многих народов Земли на протяжении всей ее истории, с той только поправкой, что современные масонские обряды никоим образом не угрожают жизни, физическому и душевному здоровью, чести и достоинству кандидата и его близких.
Суверенная Великая Ложа России использует ритуалы, которые в основе своей практически не менялись последние сто лет. Ряд юрисдикций, прежде всего в США, использует упрощенные ритуалы. В большей степени это относится к степеням Шотландского Устава.
Масоны приветствуют принципы совести, веры и свободы вероисповедания и отвергают любое насилие над этими принципами. Они уважают любую искреннюю веру и любое честное убеждение. Они отвергают любую форму дискриминации инакомыслящих. Законы великих лож запрещают ложам вмешательство в любые спорные политические или религиозные вопросы. Сейчас масонство официально признано всеми основными Церквями и поддерживает с ними дружественные отношения. В течение многих веков масонство подвергалось гонениям со стороны католической церкви.